ХАРДЖИЕВ Николай Иванович

Литературовед, искусствовед, текстолог, архивист, собиратель. Один из наиболее авторитетных знатоков русского авангарда

В 1920 закончил гимназию в Каховке. В 1921 поступил на юридический факультет Института народного хозяйства в Одессе, который окончил в 1925 (без диплома). Был членом секции одесского Политпросвета, читал лекции в клубах. «Два учебных года (1926–1927 и 1927–1928) был преподавателем Одесского государственного техникума кинематографии, где читал лекции о теории сюжета в советской литературе» (Н.И.Харджиев. Автобиография // Харджиев 1997. Т. 1. С.294).

В Одессе началась литературоведческая работа Харджиева (рецензии в молодёжной газете «Станок»). Там же познакомился с поэтом Э.Г.Багрицким, который помог Харджиеву переехать в Москву.

Другое знакомство – с филологами В.В.Трениным и Э.С.Грицем – состоявшееся в начале 1930-х, определило основное направление дальнейшей деятельности Харджиева – русский литературный, а затем и художественный авангард. С Трениным они задумали и начали работу над «Историей русского футуризма».

Одной из самых важных тем исследований Харджиева стало творчество В.В.Маяковского. Первая серьёзная публикация (совместно с Трениным) – «Забытые статьи Маяковского 1913–1915» была сделана в 1932, последняя – в 1994 (Виктор Шкловский. Маяковский о качестве стиха). За шестьдесят с лишним лет Харджиев написал и издал свыше восьмидесяти заметок и публикаций о Маяковском. Редактировал и комментировал первые тома двух собраний сочинений Маяковского (1935 и 1939). Совместный труд Харджиева и Тренина «Поэтическая культура Маяковского» (1970; первоначальное название «Культура новатора») стал итогом многолетнего исследования творчества поэта.

Другой поэтической фигурой, привлекавшей Харджиева, был В.В.Хлебников. В этом случае Харджиев выступал в большей степени как текстолог, чем литературовед. Его вклад в хлебниковедение очень значителен – от ранней статьи «Ретушированный Хлебников» (1933) до разно­образных «Заметок о Хлебникове» (опубликованы в 1975). Был также редактором и комментатором книги «Велимир Хлебников. Неизданные произведения» (М., 1940).

В процессе изучения русского художественного авангарда (в большей степени его раннего периода, к советскому периоду Харджиев относился скептически) накопил огромное количество фактов архивного характера (частные письма, газетные вырезки, устные и письменные свидетельства современников), которые стали основой фундаментального исследования «Поэзия и живопись (Ранний Маяковский)» (при жизни Харджиева опубликовано трижды в последовательно исправленных редакциях: в 1940 в сборнике «Маяковский. Материалы и исследования», в 1970 в книге «Поэтическая культура Маяковского» и в 1976 в книге «Н.И.Харджиев. К истории русского авангарда»). Эта работа и по сей день является важным источником по истории авангарда в России.

Харджиев высоко ценил многих художников-авангардистов, но К.С.Малевича считал непревзойдённым новатором, «Эйнштейном пространственных искусств». Их знакомство произошло, вероятно, в 1928 в Ленинграде на вечере поэтов-обэриутов. Харджиев неоднократно встречался с Малевичем в начале 1930-х. «Во время бесед я попросил Малевича написать автобиографию и воспоминания о художественных группировках предоктябрьского десятилетия (1907–1917). <...> Малевич предполагал написать книгу в 20–30 печатных листов и поместить в ней 80–100 репродукций» (Харджиев 1997. Т. 1. С.108). В конце 1933 Малевич передал Харджиеву машинописный текст автобиографии и черновые рукописи неоконченных воспоминаний. Они опубликованы в 1976 в книге Харджиева «К истории русского авангарда». Там же были впервые напечатаны, под редакцией и с комментариями Харджиева, воспоминания М.В.Матюшина «Русские кубофутуристы».

Харджиев был неутомимым популяризатором русского авангарда. В конце 1960-х он первым вновь заговорил о творчестве М.Ф.Ларионова и Н.С.Гончаровой, П.И.Бромирского, Б.В.Эндера. Выставки художников русского авангарда, которые он организовывал в Музее Маяковского с 1957 по 1965 (апрель 1957 – В.Н.Чекрыгин; ноябрь 1960 и декабрь 1964 – Л.М.Лисицкий; декабрь 1961 – Матюшин, П.Н.Филонов; апрель 1962 – В.Е.Татлин, Малевич; июнь 1965 – Е.Г.Гуро, Б.Эндер; сентябрь 1965 – Ларионов, Гончарова; ноябрь 1965 – памяти Хлебникова), становились событием в художественной жизни Москвы тех лет. Некоторые из них были однодневными, поскольку запрещались властями.

Харджиев принадлежал к кругу художественной интеллигенции: был знаком с О.Э.Мандельштамом, В.Б.Шкловским, Б.М.Эйхенбаумом, Ю.Н.Тыняновым, Д.И.Хармсом, А.И.Введенским, Н.А.Заболоцким; дружил с А.А.Ахматовой и А.Е.Кручёных.

В распоряжении Харджиева («в моём распоряжении» – любимое выражение исследователя) оказались собранные за многие годы архивные материалы и произведения искусства русского авангарда. Его коллекция документальных материалов не имеет себе равных. Находящаяся ныне в РГАЛИ, она опубликована далеко не полностью. Особенно поражает собранная Харджиевым коллекция произведений Малевича: более десяти живописных произведений от нео­импрессионизма до супрематизма («Красный квадрат», как вспоминают немногие посетители квартиры Харджиева в Москве, висел всегда над его письменным столом), несколько сотен (по свидетельству самого Харджиева) рисунков. Помимо того в его коллекции находились произведения А.А.Моргунова, Матюшина, О.В.Розановой.

Последние годы его жизни прошли под знаком трагедии. В 1993 Харджиев и его жена Л.В.Чага переехали в Амстердам. Коллекция была вывезена из России и в руки Харджиева больше не попала. Теперь она разрознена и находится в различных музеях и частных коллекциях Европы и США. В 1995, в целях сохранения оставшейся части архива, в Амстердаме был создан Фонд Харджиева–Чаги (ФХЧ/СМА; все архивные материалы возвращены в Россию и переданы в РГАЛИ).

Литература:
  • Р.В.Дуганов. Культура новатора // Вопросы литературы. 1972. №2;
  • Р.В.Дуганов. Столп и утверждение нового искусства // Харджиев 1997;
  • A Legacy Regained: Nikolai Khardzhiev and the Russian Avant-Garde. Palace Editions, 2002.;
Сочинения:
  • Особая дальневосточная. М., 1930;
  • Повесть о механикусе Ползунове. М., 1931;
  • Огненная машина. М. – Л., 1931;
  • Янычар. Л., 1933;
  • Судьба художника. Повесть о Павле Федотове. М., 1954;
  • Эль Лисицкий – конструктор книги // Искусство книги. Вып.3. М., 1962;
  • Памяти Наталии Гончаровой (1881–1962) и Михаила Ларионова (1881–1964) // Искусство книги. Вып.5. М., 1968;
  • Новое о Маяковском-художнике // Искусство. 1968. №11;
  • Неведомые шедевры. Памяти Петра Бромирского // Декоративное искусство. 1969. №12;
  • О.Мандельштам. Стихотворения. Сост., подг. текстов и прим. Н.И.Харджиева. Л., 1973 (Библиотека поэта. Большая серия);
  • К истории русского авангарда. Стокгольм, 1976;
  • Недолгая жизнь Павла Федотова. Повесть. М., 1991;
  • Харджиев 1997;
  • От Маяковского до Кручёных. Избранные работы о русском футуризме. М., 2006.;

Автор статьи: А.Д.Сарабьянов