ГРЕЙ Камилла

Английский историк русского искусства

Автор книги «Великий эксперимент: Русское искусство 1863–1922» (Лондон, 1962). Эта монография об истории и о значении русского авангарда, до того момента почти неизвестного на Западе художественного явления, не утратила своей ценности и сегодня. В 1971 книга была переиздана в меньшем формате под названием «Русский эксперимент в искусстве: 1863–1922».

Камилла родилась в интеллигентной семье. Отец её, Бэзил Грей, был специалистом по восточному искусству, после археологических работ в Константинополе он стал сотрудником Британского музея, затем хранителем отдела Востока, жил в доме при музее. Её мать Николет, дочь поэта и учёного Лоренса Биньона, – известный медиевист. В круг общения семьи входили многочисленные художники, и у родителей оказалась довольно большая коллекция, главным образом современного искусства, которую им в наследство оставила подруга Николет Хелен ­Сазерленд.

Камилла получила традиционное католическое воспитание. У неё не было высшего образования, она мечтала стать балериной. Выставка С.П.Дягилева, устроенная известным историком балета Ричардом Баклом, способствовала тому, что в начале 1955 Грей впервые отправилась в Москву, чтобы стать ученицей хореографического училища при Большом театре. В то время немногие иностранцы осмеливались приезжать в СССР. Хотя балетная карьера не сложилась, Камилла увлеклась современной русской культурой и искусством. В 1958–1959 появляются её первые публикации (статьи о К.С.Малевиче и Л.М.Лисицком).

Над «Великим экспериментом» Грей работала в течение четырёх лет – для 20-летней девушки, не имеющей историко-художественного образования, это был удивительный результат. В посвящении к монографии она напишет: «Моей матери, которой эта книга обязана своим вдохновением и реализацией». Грей провела исследования в Париже и США (поддерживаемая Альфредом Барром, одним из немногих специалистов по русскому модернизму на Западе), а также посетила Москву в 1960. Она встречалась с людьми, помнящими «героическую эпоху» модернизма. Выражала признательность таким художникам, как М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, Д.Д.Бурлюк, Ю.П.Анненков, Наум Габо, Н.А. Певзнер, П.А.Мансуров, Б.Р.Любеткин, Ханс Арп, Соня Делоне, А.Н.Бенуа, С.К.Маковский, а также учёным Н.И.Харджиеву, М.В.Алпатову и Д.В.Сарабьянову, коллекционеру Г.Д.Костаки и многим другим, кто помог ей в работе над книгой.

Будучи исключительной личностью и благодаря безграничному энтузиазму, Камилла Грей смогла добыть невероятное количество сведений и найти им достойное применение. Помогло ей в этом и владение несколькими иностранными языками, и относительно спокойная атмосфера «оттепели» в СССР. Она общалась со многими представителями искусства. В Москве она познакомилась с художником О.С.Прокофьевым, сыном композитора, молодые люди хотели пожениться, однако советские власти всячески этому препятствовали и до 1969 не давали Грей визу.

Книга «Великий эксперимент» построена хронологически, каждая из восьми глав охватывает несколько лет. Педантичное повествование (несмотря на некоторые фактические ошибки) и отражение деталей, судя по всему, оказывает большее воздействие на читателя, чем анализ. Как признавалась сама исследовательница, в истории авангарда больше всего её волновала драма противостояния между Малевичем и В.Е.Татлиным, супрематизмом и конструктивизмом. Её видение в настоящее время может показаться несколько упрощённым, возможно, этим обстоятельством объясняется и тот факт, что она не смогла по достоинству оценить такого художника, как П.Н.Филонов. Книга заканчивается 1922 годом, но это вовсе не означает конец модернизма, как думали некоторые, – Грей собиралась писать о конструктивизме 1920-х. Ей предложили стипендию Leverhulme, чтобы исследование было продолжено, но Грей не смогла воспользоваться грантом из-за того, что у неё не было высшего образования. Однако она продолжала работать в 1962–1969 над статьями, посещала выставки. Наконец добравшись до Москвы, она вышла замуж за Прокофьева, у них родилась дочь Анастасия. Во время второй беременности Камилла Грей поехала на Кавказ, где умерла от гепатита. Похоронена в Англии.

Сочинения:
  • The Great Experiment: Russian Art 1863-1922. New York: Abrams, 1962.;

Автор статьи: Робин Милнер-Гулланд