ГИНЗБУРГ Моисей Яковлевич

Архитектор, теоретик архитектуры, методолог, экспериментатор, организатор проектного дела

Воспитание и школьное обучение Гинзбурга, позволившие ему со временем стать одним из организаторов и лидеров конструктивизма – одного из ведущих направлений в архитектуре эпохи авангарда, во многом предопределены тем, что он окончил коммерческое училище в Минске, где основополагающими дисциплинами были математика, черчение и рисование. Они активно дополнялись домашним образованием: брал уроки живописи, читал книги по истории и по искусству. Поощрялось увлечение занятиями литературой. Участвует в издании рукописного журнала, распространяемого в училище. Отец, практикующий минский архитектор и застройщик, привлекал его к работе в своей мастерской. После окончания училища в 1911 он изыскал возможность отправить сына обучаться архитектуре за границу. Поиски привлекательной для себя архитектурной школы Гинзбург начал во Франции (несколько месяцев провел в Парижской академии изящных искусств, затем – в Тулузской архитектурной школе), однако, остановил свой выбор на Миланской академии художеств. В течение нескольких лет обучался в группе известного архитектора, профессора Гаэтано Моретти, где получил полноценную архитектурно-художественную подготовку, которая сочеталась с овладением навыками совместной работы в творческом коллективе по принципу средневековых профессионально-цеховых коммун и обретением опыта повседневной жизни в историческом городе. Многогранное гуманитарное образование завершилось получением диплома архитектора-художника.

Вернувшись в 1914 в Россию, поступает в Рижский политехнический институт, оказавшийся из-за событий Первой мировой войны в эвакуации в Москве, оканчивает его в 1917, получив подготовку по программе гражданского инженера. В первой самостоятельной работе – особняк в Евпатории (совместно с Н.А.Копелиовичем), как и в академическом дипломном проекте в Милане, отдал дань модерну. Затем четыре года работает в Крыму, где смог реализовать все накопленные им профессиональные возможности. Архитектурно-строительную практику Гинзбург сочетал с изучением народного зодчества Крыма. Итогом творчества в эти годы стали первый научный труд – «Татарское искусство в Крыму», павильон Крыма на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 в Москве, а также организованный в Крыму при участии Гинзбурга отдел охраны памятников архитектуры и искусства, первым руководителем которого он и стал.

М.Я.Гинзбург. Жилой дом. 1926–1927.Москва, Малая Бронная улица
М.Я.Гинзбург. Коммунальный дом. Конкурсный проект. 1927.Макет. Фотография
М.Я.Гинзбург, И.Ф.Милинис.Экспериментальный жилой дом на Новинском бульваре.Москва. 1928–1930
0 / 0

В 1921 окончательно возвращается в Москву, в полной мере подготовленный к участию в профессиональной жизни, осознанно ориентированной на формирование новой архитектуры. Особое внимание в эти годы уделяет научно-педагогической деятельности. Уже в 1923 он, профессор Вхутемаса, ведет курсы истории архитектуры и теории архитектурной композиции. Параллельно с этим читает лекции и руководит проектированием на архитектурном факультете в МВТУ и МИГИ. Гинзбурга утверждают действительным членом ГАХН, где он выступает с многочисленными научными докладами, объединенными общей проблематикой: осмысление содержания и особенностей современной архитектуры. Это послужило основанием для составителей «Словаря художественных терминов», работа над которым шла в Академии с 1923 по 1929, беспрецедентно предложить двум авторам дать своё определение понятию «архитектура»: А.Г.Габричевскому (классическое) и Гинзбургу (современное) – и написать на их основе две самостоятельные статьи для словаря.

По программе деятельности ГАХНа Гинзбург возглавил научную экспедицию в Бухару, где в полной мере реализовал крымский опыт обмеров и обследования памятников и организации Музея исторического наследия и искусства. Вслед за этим, в 1925, едет в командировку от ГАХНа в Турцию для изучения византийских и мусульманских памятников, в определенном смысле повторив известное путешествие Ле Корбюзье на Восток, в Стамбул (1912). Эта поездка Гинзбурга стала важным этапом в сложении в дальнейшем многолетней профессиональной дружбы между ними.

В 1922 году публикует книгу «Ритм в архитектуре», ставшую со временем, как и появившийся через два года труд «Стиль и эпоха», всемирно известной. В первой из них он задался целью описать в геометрических параметрах художественно-эстетически осмысленное состояние движения в пространстве, что позволяет рассматривать эту книгу как вводный раздел в теорию современного архитектурного формообразования, по аналогии с появившейся в то же время «Кинематикой механизмов» Н.И.Мерцалова – вводного раздела к теории машин и механизмов. Гинзбург писал при этом, что машины и инженерные сооружения не могут служить методологическим эквивалентом для теории архитектурного творчества, «выразительного пространственного решения, составляющего истинный признак архитектуры». «Ритм в архитектуре» служит «пластическим шарниром», коэффициентом перехода между двумя системами (научно-технической и художественно-эстетической) теоретического описания пространственного движения.

Книга «Стиль и эпоха» – о современной архитектуре, понимаемой автором в контексте своего времени как начало формирования нового Большого стиля. История в этой работе не ориентирована, как принято, в прошлое, а развернута в будущее. Гинзбург предваряет книгу двойным эпиграфом. Один – из книги Генриха Вёльфлина «Ренессанс и барокко» – фиксирует внимание на том, что «старое перерождается, увлекая все за собой … новый стиль становится фактом». Второй эпиграф изобразительный – фотография триплана Капрони – напоминает читателю о цивилизационных новациях своего времени. Диалог между требованиями художественной культуры и возможностями, предлагаемыми цивилизацией, в трактовке Гинзбурга стал основой конструктивистского мышления и деятельности. Он реализовал его в полной мере в научном творчестве, обосновав переход от атавистического понятия «стройка» к современному понятию «монтаж». В проектной практике в соответствии с вновь конструируемой методологией предпочитал работать в формируемых им авторских коллективах, максимально выявляя приемы креативного творчества, основанного на взаимодополняющем диалоге соавторов.

Параллельно с научно-педагогической работой много проектирует, принимает участие практически во всех крупных конкурсах, начиная с конкурса на Дворец Труда в Москве (1922): конкурс на Дворец Труда в Екатеринославле (совместно с Б.А.Коршуновым); Дворец Труда в Ростове-на-Дону; Дом Советов в Махачкале; Университет в Минске (все – 1926); Политехнический институт в Иваново-Вознесенске (1927; Дом Правительства в Алма-Ате (1927; при участии И.Ф.Милиниса); Большой синтетический театр в Свердловске (1931); Дворец Советов в Москве (1932; совместно с Г.Гассенпфлугом и С.А.Лисагором). Гинзбург работает на протяжении всего периода становления и развития конструктивизма – вновь нарождающегося творческого метода в архитектуре, одним из лидеров которого, наряду с А.А.Весниным, становится.

В 1925 году было организовано ОСА, в которое вошли основные участники архитектурной группы Инхука, Лефа, а также последователи лидеров конструктивизма из МВТУ и МИГИ. В 1926, когда началось издание журнала «СА» и его ответственными редакторами также стали Гинзбург и А.А.Веснин, теоретическое осмысление этого направления в основном легло на Гинзбурга. Он пишет бóльшую часть редакционных и теоретических статей журнала. В этот период его внимание сосредоточено на разработке функционального метода в архитектуре и осмыслении социальных проблем, в первую очередь, в связи с жилищным строительством. В 1926 он публикует в «СА» статью «Новый метод архитектурного мышления». Реализуя его, в этом же году проектирует и строит совместно с В.Н.Владимировым пятиэтажный жилой дом (с общежитием на верхнем уровне) для сотрудников Госстраха на Малой Бронной улице в Москве, а год спустя в соавторстве с И.Ф.Милинисом и инженером С.Л.Прохоровым начинает работу над проектом экспериментального жилого дома для работников Наркомфина на Новинском бульваре в Москве, ставшим програм­мным произведением конструктивизма и шире – памятником историко-культурного наследия мирового уровня.

На первой выставке современной архитектуры в Москве (1927) Гинзбург представил проект коммунального дома. В дальнейшем имел возможность осуществлять эксперименты в области массового жилищного строительства в государственных учреждениях. В 1928 была организована секция типизации при Стройкоме РСФСР, где он сформировал концепцию перехода от дома-коммуны к коммунальному дому, в котором сочетались поквартирное заселение с развитым общественным обслуживанием. В 1929 при Госплане СССР на основе творческой группы, перешедшей из Стройкома, была создана секция социалистического расселения. Здесь новые подходы к проектированию жилья формировались неразрывно с градостроительной проблематикой и реализовались идеи дезурбанизма и линейной системы расселения, активно развиваемые Гинзбургом в эти годы. В 1931–1932 работа была продолжена в Гипрогоре, в руководимой им секции сборного строительства и планировки (позднее, секции башкирских работ).

В 1934 выходит книга «Жилище», в которой обобщен как теоретический, так и практический опыт проектирования и строительства жилья и жилых районов. Особое внимание уделено домам переходного типа и экспериментам в сфере массового жилищного строительства. В 1943–1944 в АА СССР Гинзбург возобновил эту работу и создал бюро типизации для разработки принципов послевоенного массового жилищного строительства.

Поиски и эксперименты характеризует все проектное творчество Гинзбурга. При этом новые типы зданий различного назначения были предметом постоянного научно-творческого интереса. Наиболее полно это проявилось в санаторно-курортном строительстве, начиная с проекта Института инвалидов в Москве (1931), до курортного района на южном берегу Крыма (1932–1937), санатория им. С.Орджоникидзе в Кисловодске (1935–1937) и других. Все они трактовались Гинзбургом как многофункциональные объекты, создаваемые как самодостаточный «город в городе» и обеспечивающие высокий уровень проживания. Функциональный метод проектирования разрабатывал, совершенствовал и углублял в течение многих лет. В конце 1930-х – начале 1940-х Гинзбург вновь посвятил этой проблематике несколько работ, оставшихся по сей день в рукописях, в которых опирался, как и ранее, на методологическую универсальность понятия «функция», которую вынес из работ Эрнста Кассирера (в частности, из труда «Познание и действительность», написанного в 1910 и уже в 1912 опубликованного в русском переводе).

Сосредоточенное внимание на проблемах конструирования проектного метода в архитектуре, методологическая зрелость исследовательского, системно-организованного подхода к монтажному творчеству, характеризуют профессиональное мышление и деятельность Гинзбурга в целом. Его научно-творческое наследие наиболее полно передает ощущение современности в отпущенное ему время.

Литература:
  • С.О.Хан-Магомедов. М.Я.Гинзбург (к 70-летию со дня рождения) // Архитектура СССР. 1962. №10;
  • С.О.Хан-Магомедов. М.Я.Гинзбург. М., 1972;
  • Р.А.Канцельсон. Моисей Яковлевич Гинзбург // Мастера советской архитектуры об архитектуре. Т.2. М., 1975;
  • Ю.П.Волчок. Пространство, время, движение и эпоха М.Я.Гинзбурга (неопубликованные рукописи 1940-х годов) // Архитектурное наследство. НИИТАГ. Вып.40. М., 1996;
  • С.О.Хан-Магомедов. Моисей Гинзбург. М., 2011.;
Сочинения:
  • Гинзбург М. Ритм в архитектуре. М., 1922;
  • Стиль и эпоха. М., 1924;
  • Новые методы архитектурного мышления // СА. 1926. №1;
  • Функциональный метод и форма // СА. 1926. №4;
  • Конструктивизм как метод лабораторной и педагогической работы // СА. 1927. №6;
  • Жилище. М., 1934.;

Автор статьи: Ю.П.Волчок