ДЕЙНЕКА Александр Александрович

Живописец, график, скульптор, монументалист. Лидер левого советского искусства, в середине 1920-х – начале 1930-х наиболее плодотворно развивал традиции авангарда в новой фигуративной живописи.

Первоначальное художественное образование получил в Курске в студии у В.В.Голикова (друга юности К.С.Малевича), М.Н.Якименко-Забуги. В 1915–1917 учился в ХХУ у М.Р.Пестрикова и А.М.Любимова. В 1918–1920 жил в Курске. Работал фотографом в угрозыске, художником в курских «Окнах РОСТА», изготовлял знамёна, декорировал здания к революционным праздникам, оформлял спектакли и агитпоезда, «насаждал на курских ухабах яркий кубизм» (А.Дейнека. Жизнь, искусство, время. М., 1974. С.48). Опубликовал статью-манифест «Искусство наших дней» в журнале «Наш день» (1918). Был призван в Красную армию, службу проходил в курском политуправлении, где руководил художественной студией.

В 1921 после демобилизации был направлен в московский Вхутемас, учился на полиграфическом факультете у В.А.Фаворского и И.И.Нивинского (1921–1925, не окончил). Сотрудничал в журналах «У станка», «Безбожник у станка» (1923–1926), «Даёшь!» (1929), «Красная нива», «Прожектор», «Смена» (1928–1930), «Пионер», «Искорка» (1928), «30 дней», иллюстрировал книги А.Л.Барто, Анри Барбюса, С.И.Кирсанова в Гизе (1928–1930); работал в области рекламного (1925), политического и агитационного плаката (1930–1933).

А.А.Дейнека. Демонстрация. 1928.Бумага, тушь. 38,9х29,9. ГТГ
А.А.Дейнека. Плакат «Работать, строить и не ныть!» Хромолитография. 1933
0 / 0

Выполнил (с бригадой художников) панно для фабрики-кухни в Москве (1932), эскизы панно для росписи Наркомзема (1934), мозаики для московского метро (1938–1941), наружные фресковые композиции для ВСХВ (1939; не сохранились), живописный плафон для театра Красной армии в Москве (1939–1940). В 1930 оформил постановку «Бани» В.В.Маяковского в ГосТиМе.

В 1924 участвовал в 1-й Дискуссионной выставке объединений активного революционного искусства в составе «Объединения трёх» (с А.Д.Гончаровым и Ю.И.Пименовым). Член-учредитель ОСта (1925–1928) и экспонент его выставок (1925, 1926); член общества «Октябрь» (1928–1930), РАПХ (1931–1932). С 1932 член МОСХ.

Жил в Москве. Совершил поездки на заводы Донбасса (1925), в Севастополь (1934, 1936), в США, Францию, Италию, Германию (1935).

Преподавал во Вхутеине в Москве (1928–1930), МПИ (1930–1934), МИИИ (1934–1939), МИПиДИ (1945–1952), МАРХИ (1953–1957), МГХИ им. В.И.Сурикова (1957–1964); профессор (1932). Автор книг «Из моей рабочей практики» (М., 1961), «Учитесь рисовать» (М., 1961).

Творчество Дейнеки сложилось в период кризиса радикальных концепций авангарда и поиска действенной обратной связи искусства с социумом. Формотворческий потенциал живописи казался исчерпанным, и её роль перешла к видам искусства, более тесно связанным с запросами общества (театр, кинематограф, плакат, фотография, архитектура, дизайн), ключевые позиции в которых заняли конструктивисты. Дейнека смог возродить значение живописи, соединив методы авангардного формотворчества с высокой классической традицией. Картине возвращалась её моделирующая функция – обобщённое представление о современности, образ «картины мира», – не только за счёт актуальности темы, но и с помощью нового видения, острых формальных решений.

Дейнека ввёл в станковую живопись такой элемент конструктивизма, как монтаж («На стройке новых цехов». 1926; «Кто кого?». 1932), широко использовал возможности нового языка кинематографа и фотографии: фиксацию непостановочных пластических состояний («Футбол». 1924), эффект негатива («Девочка у окна. Зима». 1931) и «тающей», «смазанной» формы («На балконе». 1931). При этом особую роль Дейнека отводил композиции – неожиданной, построенной на контрастах, неустойчивом равновесии, «парении» («Футболист». 1932; «На балконе», «Колхозница на велосипеде». 1935; и др.). Дейнека был в числе первооткрывателей композиционных схем, которые А.М.Родченко обозначил как «Композиция пустот. Композиция обрезанных форм (кинокадр)». (А.Родченко. Программа по композиции [Не ранее 1931] // А.Н.Лаврентьев. Ракурсы Родченко. М., 1992. С.26). Важной особенностью живописной системы Дейнеки явилась экономия выразительных средств при концентрации энергии воздействия на зрителя. Все эти качества генетически связаны с открытиями авангарда.

Одна из ведущих тем Дейнеки – взаимодействие человека и пространства. Если изображение человека у Дейнеки соответствует классической норме (авангард пересоздавал облик человека), то отношения плоскости и пространства продолжают авангардную идею преодоления гравитации, конкретизируя её в соответствии с новой тематикой (летательные аппараты, спорт и т.п.).

На протяжении 1925–1935 приверженность Дейнеки советской идеологии не препятствовала его творческой самореализации. Культ нового, присущий авангарду, для художников его поколения распространялся и на политические реалии (новый строй, новая страна, новый человек и т.п.). С 1937 Дейнека работал над крупными государственными заказами, что не могло не отразиться на его творчестве. Начиная с конца 1930-х его искусство постепенно утрачивает черты формального новаторства, а следовательно, и связь с традицией авангарда.

Дейнека – заслуженный деятель искусств РСФСР (1945), действительный член (1947) и вице-президент (1962–1966) АХ СССР, народный художник СССР (1963), член-корреспондент Академии искусств ГДР (1964), лауреат Ленинской премии 1964 (за мозаики 1959–1962), Герой социалистического труда (1969).

Участник 7-й выставки группы «L’Araignée» («Паук». 1925. Париж); Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности (1925. Париж),10-й выставки АХРР при участии художников других объединений к 10-летию РККА (1928), Биеннале (1928, 1932, 1934, 1956. Венеция), Художественно-кустарной СССР (1929. Нью-Йорк, Филадельфия и др.), советского искусства (1930. Берлин; 1931. Цюрих; 1933. Копенгаген, Варшава), Международной (1931. Питтсбург; приз зрительских симпатий за картину «Девушка на балконе»), Всемирной (1937. Париж; большая золотая медаль за панно «Стахановцы (Знатные люди Страны Советов»), «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. Ленинград; 1933–1934. Москва) и многих других.

Персональные выставки при жизни Дейнеки состоялись в Москве (1935, 1957, 1966, 1969); Ленинграде (1936, 1957), Курске (1966), Киеве, Риге; Будапеште (1967).

Работы художника находятся в ГТГ, ГРМ, Институте русского реалистического искусства (Москва), КОКГ и других музеях.

Литература:
  • Б.М.Никифоров. А.Дейнека. М., 1937;
  • И.Л.Маца. А.Дейнека. М., 1959;
  • А.Д.Чегодаев. Александр Александрович Дейнека. М., 1959;
  • М.Н.Яблонская. Александр Александрович Дейнека. Л, 1964;
  • Г.Л.Демосфенова. Журнальная графика А.Дейнеки. 1920-е – начало 1930-х. М., 1979;
  • И.С.Ненарокомова. «Люблю большие планы…». Художник Александр Дейнека. М., 1987;
  • В.П.Сысоев. Александр Дейнека: Жизнь, искусство, время. Литературно-художественное наследство. В 2-х т. М., 1989;
  • Проблемы советского искусства 1930–1950 (к 100-летию А.А.Дейнеки). Курск, 1999;
  • Дейнека. Графика;
  • Дейнека. Живопись. М., 2010;
  • Александр Дейнека. Живопись. Скульптура. Графика. [Каталог]. М., 2010;
  • В.П.Сысоев. Александр Дейнека. М., 2010;
  • Aleksandr Deineka. Il maestro sovietico della modernità. [Catalogo] Ginevra–Milano, 2011.;

Архивы:
  • РГАЛИ. Ф.681;
  • Ф.1938. Оп.1. Ед. хр.17 (анкета);
  • Ф.2942. Оп.1. Ед. хр.88 (учётная карточка).;

Автор статьи: