ЧАШНИК Илья Григорьевич

Живописец, график, оформитель выставок, художник прикладного искусства. Ученик и друг К.С.Малевича. Один из ярких представителей супрематизма 1920-х

Семья, в которой Чашник был младшим из восьми братьев и сестёр, переехала в Витебск. В одиннадцать лет его определили учеником в оптико-механическую мастерскую. По воскресным дням начал посещать мастерскую Ю.М.Пэна.

В 1918 уехал в Москву, записался во II ГСХМ, собираясь заниматься архитектурой, но вскоре вернулся в Витебск. Там он становится учеником ВНХУ, созданного М.З.Шагалом.

И.Г.Чашник. Бокал. 1923. Фарфор. Высота 12,3. Музей ЛФЗ
И.Г.Чашник. Рисунок для текстиля. 1925Ц1927. Бумага, акварель. 46,8х34,2. ГРМ
И.Г.Чашник. Супрематизм. 1922Ц1923. Холст, масло. 85х75. ГТГ
И.Г.Чашник. Супрематизм. 1923. Холст, масло. 71х50. ГТГ
И.Г.Чашник. Супрематизм. 1924-1925. Холст, масло. 80х127,5. ГТГ
И.Г.Чашник. Супрематический орнамент. 1925-1926. Бумага, цветная тушь. 46,3х32,9. ГРМ
И.Г.Чашник. Эскиз рекламного плаката.1925. Бумага, тушь, акварель.68,7х56,7. ГРМ
0 / 0

С 28 июня по 20 июля 1919 – первая отчётная выставка студентов ВНХУ. Среди заметных работ – картины и рисунки Чашника. Их планируют взять в музей школы, так и не созданный.

Но с начала сентября Чашник начинает работать в мастерской графики, печати и архитектуры под руководством Л.М.Лисицкого. Стиль его работ резко меняется – он осваивает основы геометрической абстракции. Кубизм, футуризм были для него лишь учебными заданиями. Его интересовала работа с супрематическим пространством.

С начала 1920 Чашник – член Уновиса, где он проявляет заметную активность. Осенью 1920 его выбирают членом Творкома – творческого комитета Уновиса. У него уже есть опыт декоративных в духе супрематизма работ, сделанных к 1 мая 1920. Но в проекте трибуны для Красной площади в Смоленске он предлагает новое конструктивное решение – трибуну-знак. Классическая точность пропорций, красота силуэта, выразительная сдержанность цвета. Лисицкий как руководитель мастерской понял особенное новаторское значение этого простого проекта. В 1924 на основе трибуны Чашника он создал «Трибуну Ленина», уже не в супремо-конструктивном, а в динамичном агитационном стиле. В его редакции «Трибуна» стала классическим образцом новой художественной культуры ХХ века. В альбоме «Kunstismen», который Лисицкий и Ханс Арп издали в 1925, этот новый проект был подписан «Уновис. Ателье Лисицкого».

Лисицкий уезжает в Москву, но его студенты проявляют невероятную активность. Новые работы показывают на выставке «Революция и искусство». Геометризм выступает в лаконичной элементарной форме, через искусство лежит путь в новую архитектуру – цвет сводится к монохромности. Чёрное и белое рассматриваются как потенциальные хранители пластической энергии. Каждая отдельная работа – момент из жизни бесконечного беспредметного мира.

В 1922 вместе с рядом других уновисцев Чашник отправляется в Петроград. Они безуспешно пытаются стать студентами АХ. В декабре 1922 Н.Н.Пунин приглашает Чашника, Н.М.Суетина и К.С.Малевича сделать ряд супрематических проектов для ГФЗ.

1923 стал самым необычным в художественной биографии Чашника. Его живопись – одно из заметных явлений в истории уновизма. Он пишет супрематические знаки. Они по-своему монументальны в своей простоте, предвосхищающей поиски минимализма.

Позднее живопись Чашника меняет свой характер. Картина, проект картины как части универсального беспредметного пространства, имеет другое цветовое решение. Теперь художника интересуют сложные тональные отношения, хотя часто картина остаётся на уровне декоративного эскиза.

С 1 марта 1923 Чашник – работник ГФЗ. Супрематические росписи вместе с Суетиным он делал и для «Новгубфарфора» – в 1926 в Ленинграде была устроена выставка изделий и эскизов к ним. В том же 1923 (с начала февраля) Чашник становится сотрудником формально-теоретического отделения МХК, затем Гинхука. Особенно активен Чашник в Декоративном институте, где он сделал десятки архитектурных эскизов.

Чашник берётся в силу жизненных обстоятельств за самые разные работы. Он – инструктор в рабочих клубах (1924–1928), в 1927 (до марта 1929) – в Комитете художественной промышленности Изо ГИИИ. В 1927–1928 вместе с Суетиным работает как художник-полихромист по раскраске современных домов, спроектированных в архитектурной мастерской А.С.Никольского.

Работы Чашника показывались на всех отчётных выставках Уновиса в Витебске и Москве, выставках Гинхука, а также на многих показах фарфора на различных ярмарках и выставках.

Первая персональная выставка состоялась в Дюссельдорфе и Берлине в 1978, в 1979–1980 – в Нью-Йорке, в галерее Леонарда Хаттона. Работы Чашника были представлены на всех выставках произведений авангарда из коллекции Г.Д.Костаки и на главных выставках русского авангарда во многих странах.

Работы художника имеются в ГРМ, ГТГ, Музее Людвига в Кёльне и во многих других собраниях.

Литература:
  • M.Lamač. Malevich u jeho okrug // Výtvarné umění. 1967. №89;
  • Л.Андреева. Советский фарфор. 1920–1930 годы. М., 1975;
  • Л.Жадова. Трибуна Ленина // Техническая эстетика. 1977. №9;
  • V.Rakitin. Suprematisti russ idegli anni 20. Suetin. Casnik. Leporskaja. Milano, 1991;
  • Malewitsch. Suetin. Tschaschnik. Text: W.Rakitin. Galerie Gmurzynska. [Katalog] Köln, 1992;
  • Василий Ракитин. Илья Чашник. М., 2000.;

Автор статьи: В.И.Ракитин