БУРЛЮК Владимир Давидович

Живописец, график. Участник футуристического движения, один из наиболее радикальных экспериментаторов в раннем авангарде

Младший брат Д.Д.Бурлюка. Первоначальные художественные навыки получил у брата, затем в классической гимназии Херсона (начало 1900-х). В 1903–1904 вместе с братом занимался в школе Антона Ашбе в Мюнхене, в 1904 – в студии Фернана Кормона в Париже. В связи с переездами семьи посещал разные учебные заведения: КХУ (сентябрь 1905 – январь 1906), школу Ф.И.Рерберга в Москве (около 1906–1907), брал частные уроки у Ф.А.Рубо в Петербурге (1908). В 1910–1911 учился в ОХУ, в 1911–1915 – в ПХУ. С 1907 участвовал в большинстве художественных акций, организованных Д.Д.Бурлюком. Оформил первые издания В.В.Хлебникова «Учитель и ученик» (Херсон, 1912, обложка) и «Творения» (Херсон, 1914, иллюстрации). Иллюстрировал футуристические сборники: «Садок судей» (СПб., 1910), «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М. [Каховка], 1913; М., 1914), «Затычка» (М. [Херсон], 1913), «Садок судей» II (СПб., 1913), «Молоко кобылиц» (М. [Херсон], 1914), «Первый журнал русских футуристов» (М., 1914), «Рыкающий Парнас» (СПб., 1914), «Стрелец» (Пг., 1915), «Весеннее контрагентство муз» (М., 1915), книгу В.В.Каменского «Танго с коровами. Железобетонные поэмы» (М., 1914).

Член группы «Гилея» (1910, с 1913 – в составе «Союза молодёжи»).

В.Д.Бурлюк. Фруктовый сад. 1908–1909. Холст на картоне, масло. 63,5×94,8. ГТГ
В.Д.Бурлюк. Весна. Декоративное панно.Начало 1910-х. Холст, масло. 128×207. ГРМ
В.Д.Бурлюк. Цветы.1908–1909. Холст, масло.48×50. ГРМ
0 / 0

Несмотря на множество упоминаний в литературе, творчество Бурлюка до сих пор представляет некоторую загадку. Большинство его живописных работ известно только по упоминаниям в каталогах, некоторые по фотографиям. Эволюция его как художника была стремительной. По словам Давида Бурлюка, «в 1906 году он стал делать прямо потрясающие вещи. Никогда не видав Гогена и Ван Гога, он как-то сразу вошёл и стал полновластным мастером в новом искусстве» (Д.Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста. С.118). Возможно, источником экспериментов Бурлюка был неоимпрессионизм, к которому его приобщили брат и сестра Людмила (критик писал в 1906: «Как случилось, однако, что вся семья заболела пуантилизмом?» – Крусанов. Т.1. Кн.1. С.74). В самой ранней из известных работ Бурлюка академически трактованная форма покрывается узором из цветных точек («Девушка в жёлтом платке». 1906–1907. ГТГ). Постепенно художник уплощает форму и увеличивает детали орнамента, распространяя его по всей поверхности картины («Украинская крестьянка». Ок. 1907. Музей Тиссен-Борнемиса, Мадрид). Затем Бурлюк приходит к своеобразному «клуазонизму»: плоскость расчерчивается тёмным контуром на неправильные геометрические фигуры, раскрашивается в локальные цвета и декорируется простым орнаментом («Фруктовый сад». 1908–1909. ГТГ; «Цветы». 1908–1909. ГРМ; «Пейзаж». 1908–1909. Частная коллекция). Тем самым живопись уподобляется произведению декоративно-прикладного искусства.

На выставках работы этого рода вызывали особое возмущение, а их автор приобрёл репутацию «enfant terrible» нового искусства. Критики пытались определить источники его стиля («эскизы для стекла», «витражи», «ассирийский орнамент» и т.п.); современные исследователи видят в них сходство со стенами «крымских домов, выложенных из камня» (А.Е.Ковалёв. Михаил Ларионов в России. 1881–1915. М., 2005. С.127), воздействие древних («скифских») орнаментов, с которыми Бурлюк был хорошо знаком (Поляков 2007. С.150–151). Очевидно одно: стиль Владимира Бурлюка 1908–1910 вполне оригинален и не имеет западных аналогов.

Около 1910 художник близко подходит к беспредметности («Весна. Декоративное панно». ГРМ); временами работает в манере Давида Бурлюка («Пейзаж». ГРМ). В 1910–1911 знакомится с кубизмом и создаёт ряд произведений в духе «дриад» Пабло Пикассо («Портрет Б.Лившица». 1911. Не сохранился). Одновременно он активно занимается станковой и печатной графикой. Для оформления футуристических изданий выполнил шесть портретов: Хлебникова, Е.Г.Гуро, Д.Бурлюка и другие (все – 1910) и ряд кубофутуристических композиций. Как и Давид Бурлюк, увлекался архаикой, мотивами украинской и русской старины. В 1912 в летнее время он вместе с братом Николаем работал на раскопках скифских курганов, находившихся на территории имения Чернянка, под руководством археолога, основателя Херсонского музея древностей В.И.Гошкевича. Профессионально занимался спортивной борьбой с И.М.Заикиным.

Продолжая числиться учеником художественных училищ, Бурлюк, подобно своему брату, сочетал творчество в авангардных формах с традиционной учебной работой, что вызвало иронический отзыв Б.К.Лившица. Напротив, К.С.Малевич находил, что работы Бурлюка на выставке «Бубновый валет» (1913) занимают «первое место своими красивыми глубокими красками и формой» (Малевич 2004. С.49). По окончании ПХУ Бурлюк поступил в Московское Алексеевское военное училище, которое окончил в октябре 1915 и был призван в действующую армию. Служил в Греции и, как сообщал в последнем письме брату, в свободное время занимался раскопками и даже готовился привезти на родину образцы античного искусства. Погиб от взрыва бомбы.

Участвовал в выставках: 7-я Общества харьковских художников (1906); 17-я ТЮРХ (1906. Одесса); «Blanc et noir» (1906–1907. Харьков); МТХ (1907); «Стефанос» (1907–1908. Москва), «Звено» (1908. Киев); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); «Венок» (1909. Херсон); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); «Треугольник» (в группе «Венок»; 1910. Петербург); Областная южнорусская (1910. Екатеринослав); «Союз молодёжи» (1910. Рига; 1911, 1912–1913, 1913–1914. Петербург); «Новое мюнхенское художественное общество» (1910. Мюнхен); «Бубновый валет» (1910–1911, 1912, 1913); Второй салон Издебского (1911. Одесса–Николаев–Херсон); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); Первый немецкий Осенний салон (1913. Берлин); Салон Независимых (1914. Париж); «Выставка живописи 1915 год» (1915. Москва); выставка левых течений (1915. Петроград).

Литература:
  • Лившиц 1989;
  • А.С.Шатских. В.Д.Бурлюк // Календарь «100 памятных дат. М., 1992;
  • Д.Д.Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста (указ.);
  • Харджиев 1997;
  • Е.Д.Кашуба. Владимир Бурлюк и начало кубофутуризма // Русский кубофутуризм. СПб., 2002;
  • Крусанов. Т.I. Кн.1–2;
  • А.Е.Парнис. Неизвестный Владимир Бурлюк // Антикварное обозрение. 2005. №1;
  • Поляков 2007;
  • В.Ф.Круглов. Салоны В.А.Издебского // Владимир Издебский и его «Салоны». ГРМ. [Каталог] СПб., 2003;
  • Д.М.Димаков. Владимир Бурлюк: Уточнения к биографии // Антикварный мир. 2009. Ноябрь;
  • Т.В.Гармаш. Бурлюк: Владимир или Давид? // Антикварный мир. 2009. Ноябрь;
  • Дж.Боулт. Владимир Бурлюк: Украинская крестьянка // Антикварный мир. 2009. Ноябрь.;

Автор статьи: И.А.Вакар