БУРЛЮК Давид Давидович

Живописец, график, поэт, издатель, теоретик и пропагандист нового искусства. Один из зачинателей живописного авангарда; «отец русского футуризма»

Происходил из старинного казачьего рода. Отец художника, Д.Ф.Бурлюк, агроном, служил управляющим в крупных поместьях на юге России; мать, Л.И.Михневич, занималась живописью. Первые художественные навыки получил в гимназиях г. Сумы у А.К.Венига (1894) и в Тамбове у П.П.Ризниченко (1895–1897). Учился в КазХУ (1898–1899, 1901–1902) у Г.А.Медведева и К.Л.Мюфке; в ОХУ (1899–1901, 1910–1911) у К.К.Костанди, Г.А.Ладыженского, А.А.Попова и Л.Д.Иорини, в Мюнхене в Королевской АХ (1902) у Вильгельма фон Дица и в школе Антона Ашбе (1903–1904), в Париже в студии Фернана Кормона (1904). С 1911 – в МУЖВЗ у Л.О.Пастернака и А.Е.Архипова (исключён в 1914). С 1905 участвовал в выставках, публиковал статьи в газете «Юг» (Херсон). В 1906 принимал участие в деятельности Товарищества харьковских художников.

Бурлюк стоял у истоков авангарда. После обучения за границей последним словом современного искусства считал импрессионизм (неоимпрессионизм), принципы которого активно пропагандировал; свой первый манифест назвал «Голос импрессиониста в защиту нового искусства» (1908). Новое отношение к живописной форме, которое он демонстрировал на выставках 1906–1907, было встречено враждебно («губительная мода», «дикие приёмы», «какие-то точки и кружки»).

Д.Д.Бурлюк. Женщина с зеркалом. Холст, масло, бархат, кружево,зеркальное стекло. 37,8×57,5. РГОХМ
Д.Д.Бурлюк. Портрет песнебойца футуриста Василия Каменского. 1916. Холст, масло,бронзовая краска. 98×65,5. ГТГ
Д.Д.Бурлюк. Святослав (Всадник). 1915–1916. Холст, масло, гипс, дерево,стекло, жесть, медь. 53,5×67. ГТГ
0 / 0

Роль Бурлюка была особенно велика в деле консолидации творческих исканий и объединения художников-новаторов. На выставках 1906–1908 он выступал совместно с братом В.Д.Бурлюком и сестрой Л.Д.Бурлюк. Осенью 1907, приехав в Москву, познакомился с М.Ф.Ларионовым, сблизившись с ним на платформе неоимпрессионизма, противопоставленного символизму «Голубой розы». В конце 1907 финансировал организованную совместно с Ларионовым выставку «Стефанос» в Москве, в 1908 с А.А.Экстер организовал в Киеве выставку «Звено». В том же 1908 вместе с братьями приехал в Петербург, где сблизился с Н.И.Кульбиным и В.В.Каменским, в 1909 – с Е.Г.Гуро и М.В.Матюшиным, около 1910 – с В.В.Хлебниковым. Осенью 1910 в Одессе познакомился с В.В.Кандинским и стал участником его начинаний: выставок «Нового мюнхенского художественного общества», общества «Синий всадник» и автором одноимённого альманаха.

Около 1910 Бурлюк повёл борьбу с критикой, обвиняя её в некомпетентности и пристрастности, опубликовал листовку «По поводу “Художественных писем” г-на А.Бенуа» (1910) и брошюру-памфлет «Галдящие “бенуа” и новое русское национальное искусство» (М., 1913). Бурлюк показал необходимость для художников авангарда самостоятельно разрабатывать вопросы теории. В статье «Дикие в России» («Синий всадник», 1912) он попытался сформулировать общие принципы нового искусства: отказ от академических правил и опора на «варварские» традиции (искусство Древнего Египта), свободный рисунок, совмещение ракурсов, «закон колористического диссонанса» и т.п.

Живопись Бурлюка около 1910 эволюционировала к фовизму, затем к оригинальному варианту футуризма. В 1912 он предпринял путешествие по странам Европы (Германия, Франция, Швейцария, Италия), в ходе которого освоил французский кубизм и итальянский футуризм, и по возвращении выступал в Москве и Петербурге с докладами, носившими характер скандала. Свои взгляды он излагал в эпатажно-игровой форме, провоцируя бурную реакцию публики. Бурлюк был создателем коллективного образа-маски авангардиста (в терминологии 1910-х – футуриста), которая отличалась от образа декадента не столько экстравагантностью облика и поведения, сколько близостью к «смеховой культуре».

Одновременно с публичными выступлениями Бурлюк развернул активную литературно-издательскую деятельность. В 1910 учредил первую футуристическую литературную группу «Гилея»; написал (совместно с Хлебниковым и В.В.Маяковским) и издал манифест «Пощёчина общественному вкусу» (М., 1913 [1912]). Автор текстов и иллюстраций в поэтических сборниках «Садок судей» (СПб., 1910) и «Садок судей II» (СПб., 1913); «Требник троих» (М., 1913); «Дохлая луна» (М., 1913); «Рыкающий Парнас» (М., 1913) и других. Издавал произведения Хлебникова, Маяковского, Каменского и Б.К.Лившица, в 1913–1914 с Маяковским и Каменским совершил турне по городам России с лекциями и чтением стихов.

Один из организаторов общества «Бубновый валет» (1911), участник одноимённых выставок 1910–1917. Член объединения «Союз молодёжи» (с 1913) и участник его выставок 1910–1914. В живописи Бурлюк постепенно уступал приоритет представителям более радикальных концепций. На протяжении 1910-х он совмещал работу с натуры (пейзаж, портрет) с созданием футуристических композиций (которым часто давал квазинаучные «заумные» названия), экспериментировал с фактурой, не отказываясь от приёмов импрессионизма и традиционного реализма. Всё это, включая интерес к национально-историческим сюжетам («Святослав», «Казак Мамай». Обе – 1916) и символике («Опоздавший ангел мира». 1917) давало повод бывшим соратникам для обвинений Бурлюка в эклектизме.

В 1915, в связи с необходимостью содержать семью, выехал в Башкирию, где занимался торговлей военным фуражом. Жил на станции Иглино близ Уфы. Во время недолгого пребывания в Москве в конце 1917 – начале 1918 возобновил футуристические акции с Маяковским и Каменским, затем вернулся в Уфимскую губернию, оттуда направился в гастрольное турне по Сибири и Дальнему Востоку (1918–1919). Провёл выставки и лекции в Златоусте, Миассе, Екатеринбурге, Иркутске, Троицке, Омске, Томске, Чите. В 1919–1920 жил во Владивостоке, где собрал вокруг себя представителей левого искусства и литературы. В августе 1920 с В.Н.Пальмовым отплыл в Японию для показа выставки русских художников. Писал картины в духе футуризма («Японский рыбак». 1921), натурные пейзажи и жанровые сцены, исполнял заказные портреты.

Осенью 1922 Бурлюк с семьёй переехал в США (в 1931 получил гражданство). Жил в Нью-Йорке, сотрудничал с «Анонимным обществом» («Société Anonyme»), работал в прокоммунистической газете «Русский голос» (1923–1940). Совместно с женой, М.Н.Бурлюк, организовал издательство (1924) и выпускал журнал «Color & Rhyme» (1930–1966). В 1941 поселился в Хемптон-Бейз (Лонг-Айленд) и основал одноимённую художественную группу (один из членов – Арчил Горки). Совершил множество поездок по Америке. В 1950–1960-е путешествовал по странам Европы, побывал в Австралии и Северной Африке, дважды посетил СССР (1956 и 1965).

Творчество Бурлюка американского периода неоднородно. На протяжении 1920-х он стремился сохранить престиж авангардного художника и создавал картины с элементами футуризма («Рыбак с Южного моря»; «Рабочие». 1922), близкие к экспрессионизму («Рабочие». 1924), иногда с использованием символики и монументальных форм («Пришествие механического человека». 1926). Повторял композиции 1910-х («Пейзаж с мостом», «Портрет матери», «Казак Мамай»), создавал беспредметные работы («Коллаж»), ставя на них ложные даты. В середине 1920-х провозгласил открытие «радиостиля» («Гудзон». 1924). В 1930-х в его картинах появляются отголоски сюрреализма («Головы на берегу»). Однако основная продукция Бурлюка 1930–1960-х имеет откровенно коммерческий характер. Помимо натурных портретов (в большинстве – жены Маруси) и натюрмортов, его наследие включает множество пейзажно-жанровых композиций в манере, имитирующей наивную живопись, которую он считал наиболее адекватно передающей американскую действительность. Многие работы посвящены воспоминаниям о России (сельские мотивы, анималистика), в том числе историческим фигурам («Ленин и Толстой». 1925–1930). Позднюю живопись Бурлюка отличает кричащая цветовая гамма и близость к китчу. Но его стиль всегда узнаваем, а наименование «отец русского футуризма» осталось в истории авангарда.

Автор книг: Лысеющий хвост (Курган, 1918); Маруся-сан. Стихи (Нью-Йорк, 1925); Радиоманифест (Нью-Йорк, 1926); Восхождение на Фудзи-сан (Нью-Йорк, 1926); Десятый октябрь (Нью-Йорк, 1927); Русское искусство в Америке (Нью-Йорк, 1928); Горький (Нью-Йорк, 1929); Отец российского футуризма (1929, Нью-Йорк); «Энтелехизм». Теория. Критика. Стихи. Картины (К 20-летию футуризма – искусства пролетариата. 1909–1930). (Нью-Йорк, 1930) и других.

Участвовал в выставках местных и иногородних художников (1905. Херсон); Товарищества харьковских художников (1906, 1906–1907, 1907); Общества им. Леонардо да Винчи (1906. Москва); ТЮРХ (1906, 1907. Одесса); СРХ (1906–1907); МТХ (1907, 1912, 1918); ТПХВ (1907, 1908); «Звено» (1908. Киев); «Стефанос» (1907–1908. Москва); «Венок-Стефанос» (1909. Петербург); Салон С.К.Маковского (1909. СПб.); «Венок» (1909. Херсон); «Импрессионисты» (в группе «Венок»; 1909–1910. Вильна–Петербург); Салон В.А.Издебского (1909–1910. Одесса–Киев–Петербург–Рига); 7-й выставке Екатеринославского научного общества (1910. Екатеринослав); Областной южнорусской (1910. Екатеринослав); «Нового мюнхенского художественного общества» (1910. Мюнхен); Второй салон Издебского (1911, Одесса–Николаев); «Синий всадник» (1911–1912. Мюнхен); «Мир искусства» (1911. Москва; 1915, Петроград); 2-й выставке группы «Кольцо» (1912. Харьков); ученических МУЖВЗ (1912–1914); современной живописи (1912. Екатеринбург); 1-й выставке художественно-артистической ассоциации (1912. Петербург); «Московский салон» (1913); современного искусства (1913. Петербург); Первого немецкого Осеннего салона (1913. Берлин); Салона Независимых (1914. Париж); выставки в пользу лазарета деятелей искусств (1914. Петроград), «Выставке живописи1915 год» (1915. Москва); левых течений (1915. Петроград); современной русской живописи (1916. Петроград); Товарищества независимых (1916. Петроград); 7-й выставке общества «Свободное творчество» (1918. Москва); Первой выставке русских художников в Японии (1920. Токио–Иокогама–Осака); Первой русской художественной выставке (1922. Берлин); русской живопи­си и скульптуры (1923. Нью-Йорк); интернациональной (1926. Филадельфия); интернационального искусства (1927. Нью-Йорк); новейших течений в искусстве (1927. Ленинград); «Рабочий и крестьянин в дореволюционной и советской живописи» (1930. Самара); группы «Тринадцать» (1931. Москва); современного русского искусства (1932. Филадельфия), в многочисленных выставках современного искусства в Америке, а также Париже, Мюнхене, Лондоне, Праге.

Прижизненные персональные выставки Бурлюка состоялись в Херсоне (1907, совместно с В.Д. и Л.Д.Бурлюк), Самаре (1917), Нью-Йорке (1924, 1924–1925, 1930, 1941, 1943–1944, 1945, 1946–1947, 1947–1948, 1949, 1954, 1961, 1963, 1964, 1965), Филадельфии (1926), Сан-Франциско (1932–1933); Вашингтоне (1939); на Кубе (1955), Лонг-Айленде (1960), в Нешвиле (1961), Лондоне (1966).

Литература:
  • Э.Ф.Голлербах. Искусство Давида Бурлюка. Нью-Йорк, 1930;
  • K.-S.Draier. Burliuk. New York, 1944;
  • В.В.Каменский. Путь энтузиаста. М., 1931;
  • Лившиц 1989;
  • Д.Бурлюк. Воспоминания отца русского футуризма. Публикация Е.Гитова и Д.Ксенина // Минувшее. Исторический альманах. М., 1991;
  • Неизвестный русский авангард 1992;
  • Давид Бурлюк. Фактура и цвет. Произведения Давида Бурлюка в музеях российской провинции. Сост., авт. вст. статьи С.В.Евсеева. В 2-х т. Уфа, 1994;
  • А.Е.Парнис. «...лез, обезумев, Бурлюк» // Литературное обозрение. 1993. №6;
  • Д.Бурлюк. Фрагменты из воспоминаний футуриста;
  • Давид Бурлюк – David Burliuk. 1882–1967. [Каталог] СПб., 1995;
  • Б.М.Калаушин. Бурлюк: Цвет и рифма. Кн.1: Отец русского футуризма. СПб., 1996;
  • Харджиев 1997;
  • В.Ф.Марков. История русского футуризма. СПб., 2000;
  • Норберт Евдаев. Давид Бурлюк в Америке. Материалы к биографии. М., 2002 (переизд. 2008);
  • Крусанов. Т.I. Кн.1–2;
  • Т.II. Кн.1–2;
  • Н.Войскунская. Футуризм и после: Давид Бурлюк (1882–1967) // Третьяковская галерея. 2009. №1 (22);
  • Давид Бурлюк. Сост., подготовка текста, комм. Д.Карпова. [Каталог] М., 2009;
  • Д.Д.Бурлюк. Письма. Из коллекции С.Денисова. Тамбов, 2011.;

Архивы:
  • ОР РГБ. Ф.372 (Д.Д.Бурлюк);
  • ОР РНБ. Ф.1032 (Д.Д.Бурлюк);
  • ОР ГМИИ. Ф.31 (Д.Д.Бурлюк);
  • ИМЛИ. Ф.92 (Д.Д.Бурлюк);
  • РДФ ГММ. Ф.4 (Д.Д.Бурлюк);
  • РГАЛИ. Ф.680. Оп.2. Ед.хр.2298 (личное дело).;

Автор статьи: