БАРР Альфред

Американский историк искусства, первый директор МоМА. Организовал более 100 выставок. Автор термина «абстрактный экспрессионизм», который в 1929 впервые применил к творчеству В.В.Кандинского. Интуиция, невероятная осведомлённость и умение отделять «зёрна от плевел» помогли Барру стать одной из наиболее влиятельных фигур в сфере современного искусства

Работая над диссертацией, посвящённой кубизму, Барр заинтересовался конструктивизмом и в 1927 отправился в Баухауз. Оттуда приехал в СССР. Пребывание в советской России он описал в интереснейших дневниках (Alfred H. Barr, Jr. Russian Diary 1927–1928). За месяц с небольшим (с 26 декабря 1927 по февраль 1928) ему удалось встретиться с ведущими мастерами авангарда: В.Е.Татлиным, В.Ф.Степановой, Л.М.Лисицким, А.М.Родченко. В Третьяковской галерее он увидел работы М.Ф.Ларионова, И.И.Машкова, А.В.Лентулова, Н.С.Гончаровой и других членов объединения «Бубновый валет», известных Барру по русским журналам. Трижды побывал во Вхутемасе, в стенах которого, как он писал в своём дневнике, познакомился с «одним из самых интересных современных мастеров» Д.П.Штеренбергом и «главным в “Бубновом валете” и, возможно, лучшим кубистом» Р.Р.Фальком.

Большой интерес проявил к современной советской архитектуре, прежде всего к конструктивистским постройкам М.Я.Гинзбурга. Из работавших тогда архитекторов Барр выделил именно его («самый интересный советский архитектор»), из художников – А.А.Веснина, Лисицкого, Родченко, Татлина и В.А.Фаворского.

Барр дважды посетил I и II МНЗЖ (Морозовское и Щукинское отделения). Интересовало его и древнерусское искусство: он побывал в Музее иконописи и живописи И.С.Остроухова и ездил в Троице-Сергиеву лавру. Одновременно с ним в Москве находился мексиканский художник Диего Ривера, с которым они постоянно общались. Фильм С.М.Эйзенштейна «Октябрь», спектакли «Лес» и «Рычи, Китай!» в театре В.Э.Мейерхольда, Камерный театр А.Я.Таирова и ГосЕТ дополнили картину увиденного в Москве.

В 1929 Барр принял предложение возглавить вновь созданный МоМА и в двадцать семь лет стал его директором. В том же году организовал выставку художников-постимпрессионистов (Винсента Ван Гога, Поля Сезанна, Поля Гогена, Жоржа Сёра). Самой известной из устроенных им выставок стала ретроспектива Пабло Пикассо (1939–1940), по образцу которой устраивались все будущие ретроспективы в МоМА.

В 1935 во время поездки по Европе, предпринятой для подготовки выставки «Кубизм и абстрактное искусство», Барр узнал о хранившихся в СМА картинах К.С.Малевича. Отобрал для выставки шесть картин, гуаши, пять рисунков и пять из двадцати двух теоретических таблиц, предназначенных для иллюстрирования лекций Малевича. Барр переслал их в Америку под видом «технических материалов». Тогда же приобрёл для МоМА две супрематические картины и два архитектурных чертежа, которые тайно вывез в свёрнутом виде, спрятав их в зонтик. Впоследствии одна из супрематических композиций Малевича была передана наследникам.

В 1943 Барр был уволен с поста директора и до 1968 занимал должность заместителя директора по науке, а затем главного хранителя и консультанта МоМА. Член Американской академии наук и искусства (1952). В середине 1950-х Барр снова приезжал в Москву, встречался с Г.Д.Костаки.

Сочинения:
  • Russian Diary 1927–1928 // October. Vol.7. Soviet Revolutionary Culture. 1978. P.10–51;
  • Cubism and Abstract Art. New York: Museum of Modern Art. 1936;
  • Cubism and Abstract Art. Cambridge. 1986;
  • Fantastic Art, Dada, Surrealism. New York: The Museum of Modern Art. 1936;
  • German Painting and Sculpture. New York: Museum of Modern Art. 1931;
  • Picasso: Fifty Years of his Art. Harvard University. 1947;
  • Matisse: his Art and his Public. New York: Museum of Modern Art. 1951.;

Автор статьи: Н.Ю.Семенова