АДЛИВАНКИН Самуил Яковлевич

Живописец, график

В 1912–1917 в ОХУ занимался у К.К.Костанди. В 1918–1919 – в мастерской В.Е.Татлина во II ГСХМ в Москве. В 1919–1921 был уполномоченным Отдела Изо НКП в Самаре, с Г.Г.Ряжским организовывал там ГСХМ. Заведовал Отделом Изо губернского отдела НКП. В 1921 организовал артель художников в Бузулуке, занимавшуюся агитационно-оформительской работой. Вёл занятия в студии при артели, основываясь на своём понимании современного искусства. В 1919 в Самаре вместе с Ряжским расписал Дом печати.

В ранних работах – «Портрет Б.А.» (1918. ККХМ); «Натюрморт» (1920. ЯХМ) – очевидно своеобразное восприятие беспредметного искусства и стремление к конструктивности.

С.Я.Адливанкин Трамвай «Б». 1922. Холст, масло. 50×62. ГРМ
С.Я. Адливанкин. Уполномоченный самарского Вхутемаса (Автопортрет). 1922. Фанера, масло. 49,1×37. СОХМ
С.Я. Адливанкин. Натюрморт. 1920. Доска, масло. 52,5×41. ЯХМ
С.Я. Адливанкин. Портрет Б.А. 1918.Холст на фанере, масло. 49×37. ККХМ
0 / 0

В 1921 возвратился в Москву. Заведовал подсекцией художественного воспитания детей при НКП. В это время живопись Адливанкина заметно меняется. Он становится одним из учредителей НОЖа. НОЖ уже отрицает чистую абстракцию и аналитизм, но он также отрицает и иллюстративный псевдореализм. Адливанкин создаёт свое­образный экспрессивный примитивизм. Его интересуют традиции рыночного искусства, городской изобразительный фольклор – уличные фото, вывески. Чувствуется некоторое влияние Анри Руссо. Примитивизм М.Ф.Ларионова Адливанкину, однако, чужд.

При всей страстности отрицания беспредметничества новые «лубки» Адливанкина полемически апеллируют к эстетике авангарда («Трамвай “Б”». 1922. ГРМ).

Ряд рецензентов 1-й выставки НОЖа восприняли картины как сатиру на революцию (сходным образом часть критики отнеслась к «нэпманским» рассказам М.М.Зощенко). Вмешательство наркома А.В.Луначарского, которому понравилась живопись НОЖа, спасло художников от серьёзных неприятностей.

В последующие годы Адливанкин сравнительно мало внимания уделяет живописи. Он иллюстрирует книги в издательстве «Молодая гвардия», делает сатирические плакаты и карикатуры. Одно время сближается через В.В.Маяковского с Лефом. Дружит с остовцами, но свои работы на выставках ОСта не показывает.

Заинтересовался кино и работал на студии «Союздетфильм» («Чашка чая». 1927). В 1931–1932 – член «Изобригады», снова активно занимается живописью («Состязания юных моделистов». 1931. ЦМВС) Одна из картин художника – «В гостях у танкистов» – понравилась И.В.Сталину.

Но в целом живопись этих лет явно уступает по своим художественным достоинствам картинам времён НОЖа и беспредметным композициям.

Среди заметных выступлений – Антиимпериалистическая выставка, посвящённая Международному Красному дню (1931. Москва); выставка монументально-живописных панно (1932. Москва) и юбилейные выставки – «Художники РСФСР за 15 лет» (1932. ГРМ, Ленинград); «Художники РСФСР за 15 лет». 1917–1932 (1933. Москва); «15 лет РККА» (1933. Москва).

Литература:
  • Выставка произведений художника С.Я.Адливанкина. М., 1961;
  • М.Буш, А.Замошкин. Путь советской живописи 1917–1932. М., 1933.;

Автор статьи: В.И.Ракитин