Три картины отреставрируют для выставки в Ельцин Центре

1 / 3
2 / 3
3 / 3

Энциклопедия русского авангарда проводит реставрацию трёх картин из коллекции Яранского краеведческого музея, которые будут восстановлены и впервые показаны этой осенью на выставке под названием «Авангард. На телеге в ХХI век» в Ельцин Центре в Екатеринбурге.

На реставрацию в Москву из Яранского краеведческого музея привезены три живописные работы: Лазарев Георгий, «Лежащая женщина», 1920, 91х116; Федоровский Ф. Ф., Площадь. Эскиз декорации к «Хованщине», 1915, 86х102; Родченко А. М. «Эскиз декорации», до 1915, 14х25.

Эти произведения не могли быть показаны по соображениям их сохранности. Чтобы представить картины на выставке, Энциклопедия русского авангарда привезла работы в Москву и проводит их реставрацию в настоящее время. На фото можно увидеть состояние картин, в котором они оказались в руках реставраторов.

В описании исходного состояния работы Георгия Лазарева «Лежащая женщина» отмечено: «На картине присутствует 7 вертикальных изломов на всю высоту картины, с утратами грунта и красочного слоя. Скорее всего, это результат сдавливания холста, хранившегося в рулоне. Многочисленные утраты красочного слоя и грунта, потёртости и расслоения красочного слоя, заломы холста, а также общая деформация основы обусловлены длительным хранением произведения без подрамника...»

С этой работой связана примечательная история. Георгий Лазарев – один из любимых учеников Ильи Машкова во вторых ГСХМ, староста машковской мастерской и его соавтор по работе над монументальным панно «Всевобуч». «Лежащая женщина» – одна из четырех сохранившихся произведений Г.Лазарева. Кураторы выставки считают, что с большой долей вероятности можно предположить, что это была первая «обнаженная» в общественном пространстве Яранска. Впечатление, которое произвела картина на провинциальную публику, скорее всего приближалось к шоку и, возможно, вызывало не только любопытство, но и протест. История русской культуры донесла до нас несколько подобных случаев. В начале XVIII века, например, в Летнем саду в Петербурге около обнаженных статуй для охраны ставили вооруженного солдата.

Программа реставрации трех произведений включает: укрепление грунта, красочного слоя, основы; устранение деформаций основы; заделку прорывов и проколов холста, регенерацию лака и другие реставрационные процедуры, необходимые для восстановления произведений. Реставрация будет завершена до конца августа, после чего картины направятся в Екатеринбург, чтобы быть представленными на выставке.

Партнеры и друзья