Одним из самых ярких заявлений идей конструктивизма молодыми московскими художниками в 1921 г. стала выставка «5х5=25».
В ней приняли участие Варвара Степанова (подписывалась ВАРСТ), Александр Веснин, Любовь Попова, Александр Родченко, Александра Экстер. Каждый художник представил 5 работ, а также вручную изготовил по 5 экземпляров каталога выставки, что и составило тираж 25 экземпляров. При этом 5 экземпляров каждого автора значительно отличались друг от друга обложками и оригинальными иллюстрациями. Общим для всего тиража стал только текст, отпечатанный на пишущей машинке.
Родченко выставил работы в стиле «линиизма» и чистого цвета («Чистый красный цвет», «Чистый жёлтый цвет», «Чистый синий цвет»). Попова, демонстрировавшая «опыты пространственно-силовых построений», писала: «Все данные опыты являются изобразительными и должны быть рассматриваемы лишь как ряд подготовительных опытов к конкретным материализованным конструкциям». Вслед за ней Веснин озаглавил свои работы как «Построение цветового пространства по силовым линиям». Экстер в своих тезисах сообщала, что выставленные ею произведения «являются частью общего плана опытов над цветом, частично разрешающего вопросы взаимоотношения цвета, его взаимного напряжения, ритмизации и перехода к цветовой конструкции, основанной на законах самого цвета».
Лекцию Александра Лаврентьева об истоках конструктивизма, Александре Родченко и Варваре Степновой можно прослушать 22 января в Третьяковской галерее на Крымском Валу в 19:00. Лекция проходит в рамках образовательной программы «Энциклопедия русского авангарда Георгия Костаки» https://www.facebook.com/events/599812720164744/